Самой большой ошибкой, которую допускают веб-аналитики, является работа без конкретной цели. Результаты такого подхода не заставляют себя долго ждать, а все полученные аналитические данные не становятся полезными ни для продвижения сайтов компании, ни для проведения эффективных рекламных кампаний.
Так происходит по одной причине: специалисты просто не могут ответить на вопрос, зачем необходимо анализировать все имеющиеся данные? Как правило, работа без цели не может принести пользы. Поэтому прежде чем приступать к изучению данных, которые предлагают различные сервисы статистики, нужно задуматься о том, как можно будет использовать полученную аналитику, какие показатели изучать и как их интерпретировать.
Модель измерений и digital-маркетинга
Чтобы веб-аналитика принесла пользу, можно использовать модель измерений и digital-маркетинга. Для этого составляется таблица, в которой должны быть отражены цели и задачи, которые будет решать корпоративный сайт, а также наиболее важные данные, которым будет уделено наибольшее внимание. Такая предварительная работа позволяет значительно упростить и сделать более прозрачным процесс анализа данных.
Таблица должна содержать общие цели сайта и конкретные задачи, позволяющие достигать эти цели. Кроме того, в ней должны быть прописаны ключевые показатели эффективности, сегменты, которые требуют внимательного изучения, и различные плановые показатели.
Таким образом, для того чтобы цель работы по продвижению сайта появилась, необходимо сделать всего лишь пять шагов.
Первый шаг. Как определить цели, для достижения которых создан сайта?
Для начала необходимо ответить на вопросы: "Зачем был создан сайт? Для чего он существует?" Это позволит максимально точно определить цель создания сайта. Главная цель любого веб-ресурса чаще всего выражается через итоговое действие посетителя на сайте или, так называемую, макроконверсию.
Цели, на достижение которых направлено создание сайтов, должны соответствовать четырём определениям. Эти цели
- полезные,
- измеримые,
- понятные,
- выполнимые.
Второй шаг. Как поставить задачи?
На втором этапе перед нами стоит вопрос: "Какой раздел сайта должен попасть в фокус нашего внимания в первую очередь?"
Цель можно достигнуть, если наметить конкретные задачи. Для этого проще всего ответить на такие вопросы:
1) Какой контент сайта имеет непосредственную связь с макроконверсией?
2) Какие из разделов наиболее важны для пользователей?
3) Какие сопутствующие услуги или продукты можно предложить?
Выбирая задачи, необходимо выявить и микроконверсию, то есть промежуточное действие пользователя, которое он совершит на пути к главной цели. Для этого нужно выяснить, есть ли на основных страницах сайта различные призывы заказать, подписаться, загрузить, написать отзыв, посетить страницу компании в соцсети.
Третий шаг. Как определить ключевые показатели эффективности?
На третьем этапе необходимо ответить на вопрос: "Какие конкретные действия совершаются для решения задач?"
Теперь нужно определить ключевые показатели эффективности, которые позволяют выяснить, насколько хорошо специалист справляется с задачами. Для каждой цели и задачи должны быть отобраны самые релевантные показатели эффективности. Это могут быть, например, лояльность пользователей или количество скачиваний.
Четвёртый шаг. Как определить плановые показатели?
На этом этапе необходимо разобраться с вопросом о том, что означает для компании успех или провал?
Плановые показатели можно получить, опираясь на предыдущий опыт компании. Если такового не имеется, то необходимо плановые показатели разработать. Прежде всего определяются минимальные показатели, которые однако достигнуть не так-то просто. Такой старт позволит в следующем месяце пересмотреть полученные данные и составить другой план. Важнее не проводить измерений, если вы не понимаете до конца, какие показатели плохие, а какие хорошие.
После проведения такой работы уже становится ясно, что компанию будет интересовать, что для неё хорошо, а что - плохо.
Пятый шаг. Как определить самые ценные для аналитики сегменты?
На заключительном этапе полученная информация должна быть разбита на сегменты, среди которых могут быть результаты, поведение на сайте, источники, группы людей. Из этих групп на основании ключевых показателей эффективности необходимо выделить те сегменты, которые требуют нашего внимания в первую очередь.
Определяя сегменты, необходимо точно знать ответы на следующие вопросы:
1) Какие группы посетителей мы ожидаем увидеть на сайте?
2) Каким должно быть поведение посетителей на сайте?
3) Какой источник трафика нам подходит больше всего?
4) Кого мы должны привлечь?
5) Что важнее всего на сайте?
Только проведя такую кропотливую работу, можно получить наглядный план действий, который приведёт компанию к реальному результату.