
Поисковая система Яндекс не может не удивлять пользователей. Но еще больше она шокирует рекламодателей, которые в один момент замерли перед мониторами и начали судорожно искать информацию о том, что за такие изменения произошли в контекстном рекламировании. А они таки произошли: теперь блоки отображаются и сверху (с правой стороны), и снизу (прямо под выдачей).
Каким образом идет распределение объявлений – мы вам расскажем в нашей статье. Исследования покажут вам, где лучше размещать рекламу в Яндексе и какие существуют нюансы в этом деле. Хотите сделать продвижение сайтов более продуктивным – читайте об изменениях!
Наверняка вы уже заметили, что в поисковой выдаче Яндекса произошли изменения. Они касаются только контекстных объявлений и всего, что с ними связано. Напомним, что контекст – это реклама, которая ориентирована на пользовательские запросы. Т. е., например, клиент вводит в строку поиска "создание сайта" - в некоторых блоках выдачи появятся объявления от компаний, предлагающих такую услугу.
Так вот, что за изменения произошли:
- Теперь некоторые объявления располагаются под главным списком выдачи, т. е. весьма органично вписываются в результаты поиска.
- Примерно в марте месяце куда-то пропал большой блок, который появлялся справа.
- Затем он опять активизировался, но мелькает перед глазами пользователей уже не так часто, т. е. не каждый раз при очередном процессе поиска чего-либо в Интернете.
- Если блока нет справа, он появляется снизу.
Некоторые специалисты по сео задумались, не станет ли продвижение сайтов более сложной задачей? Но обо всем по порядку…
Восточный и Южный – новые названия блоков
Как вы уже успели догадаться, восточный блок – тот, что расположен справа; южный – тот, что снизу.
От чего зависит их местоположение? Ведь один раз вы видите блок с контекстной рекламой снизу, другой раз – сбоку…
Специалисты компании Яндекс не делают из этого никакой тайны, они в открытую заявили, что местоположение рекламного объявления зависит от запроса, который вводит пользователь в форму поиска.
- Восточный блок появляется, когда человек ищет однозначный ответ. Например, если ввести в поисковую форму фразу "сайт России" - очевидно, что объявления появятся справа. Т. е. если пользователь ищет конкретную услугу, товар, сервисное обслуживание.
- Южный блок появляется, если ваш запрос более размытый. Например, на фразу "создание сайтов" поисковик реагирует иначе – блок оказывается внизу. Справа при этом мы видим картинки и видео.
Нельзя утверждать, что это истина в последней инстанции, так как критерии постоянно изменяются, и в какое-то время могут стать совершенно другими, даже противоположными.
Частота появления восточного и южного блока, CTR
Сверхточные статистические исследования провести невозможно, но некий ориентир имеется.
Итак, люди в сети чаще ищут что-то конкретное, чем неопределенное или размытое. Именно поэтому южный блок более частый гость их страниц с выдачей. Он появляется в раза 5 чаще. Анализ запросов также показывает, что нижний блок отображается под списком в 15 раз больше.
Хотим вас уверить, что эти цифры не главные. Ведь вас, наверное, больше интересует, как люди относятся к нововведению и каким объявлениям они доверяют больше. Ведь продвижение сайтов невозможно без незнания CTR.

Как показывают данные исследований, CTR южного блока – около 1%, восточного – 0,15%. Общий показатель – до 10,5%.
СTR восточного блока: будь девятым – и о тебе узнают!
Как это ни парадоксально звучит, но люди кликают далеко не по первым объявлениям из правого блока. Нет! В три раза чаще они нажимают на ссылку, которая стоит девятой, т. е. последней в списке. Напомним, что таких объявлений в восточном блоке максимум девять. И получается, что люди, прокручивая страницу, обращают внимание как раз на последнее из них. Сравните их CTR: у первой позиции он 0,1%, у последней – 0,3%.
Вероятно, это связано с тем, у пользователей в последнее время упало доверие к первым строчкам выдачи, так как многие из них искусственно продвинуты в топ. Соответственно, это отбивается и на рекламных блоках. Но можно сделать вывод, что, если люди-таки прокручивают страницу вниз, то значит, что и южный блок должен быть популярным! Так оно и есть.
Как же попасть на последние строчки блока? А именно на 8-9 позицию? Вопрос кажется странным для тех, кто занимается продвижением сайтов, так как обычно требуется обратная тенденция…
Так вот, больше шансов оказаться тем есть у тех, кто заказывает ротируемые показы. Но это касается только восточного блока, так как в южном на первой странице они не отображаются вообще, только на следующих. Значит, тут уже в выигрыше рекламодатели, заказавшие гарантированный показ.
Реальные примеры
Чтобы не быть голословными, давайте поэкспериментируем и попробуем уточнить, как отреагирует Яндекс на некоторые запросы.
- Южный блок показывает, если мы вводим: "создание сайтов", "продвижение сайтов", разработка сайтов.
- Восточный блок появляется, когда мы набираем: "продвижение", "дизайн", "вебмастер".
Надеемся, вам стало понятно, по каким критериям и куда попадают рекламные объявления.
Можно подытожить вышесказанное тем, что реклама Яндекс.Директ стала более умной – она распределяет каждому свое место и дает шанс стать популярным каждому.