Для любого бизнеса важно не просто продать свой товар, но и затем получить обратную связь от тех, кто его приобрёл. Это позволяет понять, насколько хороши созданные товары и предоставленные услуги, и продолжить работу над их совершенствованием, чтобы сделать их ещё лучше. Кроме того, благодаря обратной связи можно создать более точный портрет целевой аудитории сайта, а также показать клиентам, что их мнение ценится и не оставляется без внимания. Какие же возможности предоставляет интернет для получения обратной связи и как наиболее эффективно наладить работу в этом направлении?
Начало начал
Чтобы проще было начать сбор необходимых данных, необходимо ответить на четыре вопроса:
- 1) Какую информацию необходимо получить?
- 2) Каким образом будет собираться информация?
- 3) Как она будет использоваться?
- 4) Кто будет её анализировать?
Стоит помнить, что на рынке, на котором преобладают аналогичные, похожие услуги и продукты, выиграет лишь тот, кто предложит лучшее сервисное обслуживание. Угадывать, что ожидают от сервиса клиенты, - занятие не благодарное. Именно поэтому проще всего получить информацию от самого покупателя. Иногда случается так, что нереальное, немного отталкивающее предложение может уникализировать продукт и понравиться целевой аудитории сайта.
Сбор информации
Существует несколько способов, которые позволяют получить обратную связь от аудитории.
Во-первых, множество полезной информации скапливается у операторов. Клиенты, общаясь с консультантом на сайте, зачастую высказывают свои пожелания и делятся теми трудностями, которые возникли у них при работе с сайтом. Подобные данные обязательно должны быть зафиксированы, ведь они впоследствии могут помочь даже в продвижении сайта.
Во-вторых, источником информации может стать фокус-группа. Для этого потребуется набрать пользователей, согласных участвовать в опросе. С помощью презентации сервиса или продукта проводится тестирование, в ходе которого за респондентами ведётся наблюдение. Однако этот процесс очень трудоёмок.
В-третьих, оперативную информацию может предоставить проведение опросов на сайте. Для этого на страницах интернет-магазина или корпоративного сайта либо создаётся отдельный раздел с опросами, либо они выводятся по мере необходимости. Основной трудностью такой формы получения необходимой информации является обработка результатов.
В-четвёртых, получить обратную связь можно в социальных сетях. Огромное количество пользователей оставляют свои отзывы не на сайтах компаний, а в социальных сетях. Поэтому очень важно создавать страницы компании в самых известных соцсетях, а также открывать группы и сообщества.
В-пятых, можно использовать специальную страницу, которая так и называется "Обратная связь". Чаще всего такие страницы на сайтах не являются прямым источником получения отзывов, так как используются в основном для сообщения о проблеме.
В-шестых, о потребностях аудитории можно узнать с помощью раздела "Идеи и предложения". Однако при изучении этого раздела можно столкнуться с многочисленным спамом или невозможностью понять, что хотел предложить пользователь.
В-седьмых, одним из способов получения обратной связи может стать форум, но многие специалисты считают, что это устаревшая форма общения. К тому же для эффективной работы форума необходима его постоянная модерация.
И последний способ получения обратной связи - это изучение статистики, представляющей собой автоматизированный элемент, который даёт возможность получить информацию о сайте, выраженную языком цифр. Так, если какая-либо страница имеет высокий процент отказов, то это повод задуматься о внесении изменений.
И напоследок...
Процесс получения обратной связи не всегда связан с огромными затратами, сложностью и надоедливой рутиной. Иногда незначительные усовершенствования позволяют полностью изменить отношение интернет-пользователей к сайту. Например, только изменение одной кнопки "Регистрация" на кнопку "Продолжить" при оформлении заказа в одном интернет-магазине, позволило заработать компании фантастическую сумму в 300 миллионов долларов.