Контекстная реклама в настоящее время находится на пике популярности. И это благодаря тому, что на том же пике находится развитие социальных сетей: миллионы пользователей заходят туда по нескольку раз в день. Все эти пользователи активно общаются между собой, заходят на страницы друзей, посещают группы, просматривают фотографии и видеозаписи интересных пользователей, и они же "кликают" на рекламные объявления, составляя самую большую и самую желанную аудиторию для любой рекламной кампании, которая только может иметь место в современном мире. Но с сегодняшнего дня все далеко не так радужно. Но пока юный «праотец» социальных сетей, Марк Цукерберг, получает все еще такие огромные суммы только на контекстной рекламе на своем сайте, не говоря уж о рекламе медийной, к которой довольно часто приводят «социальные ссылки». Огромное удивление обычных пользователей вызвала новость, что один из крупнейших рекламодателей в США убирает все свои объявления из «Фейсбука»: концерн General Motors принял решение прекратить сотрудничество с социальной сетью.
Чем обусловлено такое решение? Аналитики компании после ряда исследований пришли к выводу, что на их контекстную рекламу пользователи реагируют слабо. При этом бюджет, который выделяется ежегодно на продвижение услуг General Motors в сети, составляет сумму в 40 миллионов долларов. При этом 30 миллионов уходят только на создание контента, который размещается на Facebook, и еще 10 миллионов – это гонорар за размещение. Казалось бы, практически не реально, чтобы столь масштабная кампания не оправдывала себя, ведь, по исследованиям специалистов, контекстная реклама оказывает на типичного гражданина намного большее влияние, чем та же реклама, но медийная. А «Фейсбук» по количеству посещений в день с легкостью обгонит любой сайт, кроме поисковиков, конечно. На данный момент в этой сети зарегистрировано 900 миллионов человек, разумеется, не только на территории США. Почему же не действуют рекламные кампании?
Представители Facebook пеняют на самих рекламодателей. Дело в том, что разработка баннеров, медийная реклама и все прочие способы воздействия на «умы» людей не дадут результатов, если пользователи просто не будут «кликать» на ссылку. И суть проблемы здесь в том, как ее преподнести. Ведь в социальной сети предоставлена целевая аудитория практически любой крупной компании.
Исследователи из Wildfire Interactive изучили этот вопрос тщательно и предлагают задуматься о выведенной статистике рекламодателям. Оказывается, наибольшую реакцию и активность пользователей вызывают не просто интересные тексты и уникальная разработка баннеров. Люди, которые проводят время в социальной сети, желают чувствовать себя вовлеченными в общественную жизнь. А это значит, что просто контент, «вывешенный» на «Фейсбуке», работать и не будет. Пользователей привлекут резонансные опросы, которые позволяют узнать что-то новое о собственной личности, занятные конкурсы, в ходе которых есть возможность проявить свою эрудицию и смекалку.
Например, количество тех, кто перейдет по ссылке на опрос и затем пройдет его, если встретит в новостной ленте друзей, составляет 82%. А такая цифра, без сомнения, заинтересует любого рекламодателя. Нужно просто дать пользователю возможность почувствовать, что его мнение играет роль. И именно этим мощнейшим инструментом вовлечения, который предоставляет контекстная реклама, не пользовались эксперты из General Motors.
Кстати, момент, который выбрали рекламодатели для «пересчета» своих расходов на рекламу, выбран крайне неудачно для Цукерберга. Заявление о том, что «Фейсбук» лишится еще 10 миллионов долларов прибыли, в целом не задело бы репутацию компании, но это же заявление попало в СМИ за день до того, как состоится IPO Facebook. Более того, аналитик Нейт Элиот из Forrester заявил о том, что не только GM, но и компании из разных отраслей, от финансовых услуг до потребительской электроники, отмечают малую эффективность социального маркетинга. И это способно в самом прямом смысле «подкосить» мирового гиганта: доходы от рекламы упали на 7,5%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. И сколько бы представители социальной сети не заявляли, что это «сезонное явление», восстановить репутацию помогут только новые исследования.