
В последнее время одной из самых популярных и обсуждаемых тем становится персонализация сайтов, которая позволяет создавать так называемые "умные" веб-ресурсы, способные учитывать поведение и потребности каждого посетителя. В конечном итоге персонализация способствует повышению уровня конверсии, быстрому и полному достижению целей, которые были поставлены компанией, а также созданию и приросту постоянной аудитории сайта. Персонализированный сайт предоставляет каждому новому посетителю уникальный, предназначенный только для него набор инструментов и даже индивидуализированный внешний вид.
Персонализация веб-ресурсов - тренд интернет-рынка
Многие задаются вопросом, а зачем нужна персонализация сайта? На этот вопрос легче ответить, если иметь представление о том, как развивался интернет-рынок и какие этапы прошёл.
Первый этап развития интернета приходится на середину 90-х годов XX века. В это время разработка сайтов представляла собой создание статичных страниц.
На втором этапе, который начался в конце 90-х годов XX века и завершился примерно в 2005 году, появился динамичный контент.
С 2005 года начинается эпоха веб 2.0, появляются социальные сети, а контент генерируется в основном интернет-пользователями.
С 2010 года началась новая интернет-эпоха - веб 3.0, отличительной характеристикой которой и является персонализация.
Основная проблема всех сайтов
На сегодняшний день основной проблемой всех сайтов является то, что каждый веб-ресурс одинаков для всех посетителей. При этом не учитывается, какую информацию попытался найти интернет-пользователь.
Несмотря на то, что сегодня существует множество различных систем, интернет-маркетологи по-прежнему не могут добиться персонализации веб-ресурса под индивидуальные потребности пользователей.

Если совсем недавно персонализацию сайтов могли позволить себе только самые крупные и финансово обеспеченные компании, то сегодня появились более дешёвые решения, которые могут использовать даже небольшие компании. Создать сайт для каждого интернет-пользователя без программирования и использования CMS позволяют облачные решения на платформе SaaS. Эти разработки можно использовать и для сегментации посетителей по интересам, и для персонализации веб-ресурсов.
Что даёт персонализация?
Пользователи, которые заходят на тот или иной обычный сайт, видят одно и то же. Им всем предлагаются одинаковые акции и предложения. На персонализированном сайте всё построено иначе. Имея ту же структуру и дизайн, как и у неперсонализированной, персонализированная страница выдаёт совершенно разные предложения пользователям, имеющим разные интересы и решающие в данный момент разные проблемы.
Исследования доказали, что персонализированный подход может повышать уровень конверсии на 50 и даже 100 процентов.
Процесс персонализации сайта
Персонализация любого веб-ресурса проходит в четыре этапа. На первом этапе необходимо проанализировать информацию о существующем веб-ресурсе. Для этого выясняются такие показатели, как действия посетителей на сайте, время нахождения на сайте, список ключевых слов, по которым они приходят из поисковой системы, география посетителей и так далее.
На втором этапе производится сегментация аудитории. При этом можно учитывать различные характеристики пользователей, которые важны для той или иной бизнес-сферы. В результате проведения такой работы получается несколько разных портретов типичных пользователей целевой аудитории сайта.
На третьем этапе выбирается стратегия персонализации, которую помогут определить ответы на два вопроса. Во-первых, нужно выяснить, что можно сделать для посетителей той или иной группы, что будет иметь для них ценность и решать их конкретную проблему.
Во-вторых, предстоит продумать, какие изменения будут внесены в структуру и различные элементы веб-ресурса.
Заключительный этап персонализации сайта самый продолжительный по времени, поскольку он состоит в том, чтобы наблюдать, анализировать и оптимизировать все процессы, происходящие на сайте. Как правило, хорошие результаты и высокая прибыль обеспечиваются лишь таким обслуживанием сайта, которое осуществляется на постоянной основе.