
Если вы приняли решение поменять дизайн сайта, то прежде всего вам предстоит протестировать юзабилити веб-ресурса в целом. Это необходимо сделать для того, чтобы у вас появились идеи, которые сделают сайт после смены дизайна ещё более эффективным инструментом бизнеса в интернете.
При тестировании юзабилити веб-ресурс оценивается по результатам, которые были получены в процессе взаимодействия с сайтом реальных интернет-пользователей. Чтобы результаты теста дали полное представление о сайте, необходимо привлечь как минимум по десять пользователей, относящихся к каждой из групп вашей целевой аудитории.
Необходимо проследить, каким образом пользователи с помощью сайта решают свои проблемы. Все действия пользователей необходимо задокументировать, а также попросить их поделиться своими мыслями о веб-ресурсе.
Организация теста на юзабилити
Сначала необходимо узнать посетителей своего сайта и разделить их на группы, которые не должны пересекаться. В тестировании должны принимать участие только типичные представители каждой группы. Иначе результаты окажутся недостоверными. Но хуже всего, когда собираются ложные сведения, на основе которых совершается множество ошибок.
Некоторые специалисты считают, что для тестирования юзабилити будет достаточно и пяти человек. Однако большинство склоняется к тому, что небольшое количество пользователей приводит к получению некачественного результата. Поэтому необходимо собрать информацию о 10 или даже 15 посетителях, которые типичны для каждой из групп.
При этом не забывайте сопоставлять время и расходы на одного привлечённого посетителя и планируемые изменения доходов.
Тестовая среда не должна давить на тестируемых. Оптимальный вариант - помещение участника теста в обычную среду, что повысит вероятность того, что посетитель будет действовать, как обычно, не изменяя своим привычкам.
Вопросы, которые будут заданы посетителям во время тестирования, должны быть правильными. Важнее не просить выполнять конкретное действие, а позволить испытуемым решать собственные проблемы.
Элементы сайта, которые нужно протестировать

Перед началом тестирования необходимо определить, а какие именно действия должен совершить посетитель. Это могут быть:
- регистрация на сайте с последующим созданием аккаунта;
- оформление покупки;
- подписка на тот или иной сервис сайта в пробном режиме;
- подписка на платный сервис компании;
- подписка на информационную рассылку компании;
- загрузка различных файлов и программных продуктов;
- заполнение различных форм с последующей генерацией лида.
После этого подумайте о той проблеме, которые клиент пришёл решать с вашей помощью, выполняя те действия, которые описаны выше. Затем можно попросить тестируемых решить свою проблему.
Составив перечень проблем, подумайте, какие количественные данные будут собраны при тестировании и какие качественные выводы могут быть получены в перспективе.
Возможные количественные данные:
- время, которое потратил посетитель на решение своих проблем;
- количество кликов, необходимых для решения проблемы;
- количество страниц, которые посетил пользователь, прежде чем решил проблему;
- количество ошибок, допущенных в решении проблемы;
- количество задач, выполненных в процессе разрешения проблемы;
- факторы, которые отвлекали посетителя и уводили его от воронки конверсии.
Для получения качественных выводов после тестирования рекомендуется ответить на следующие вопросы:
- Что привлекает пользователя, находящегося в течение 5, 10 и 15 секунд на целевой странице?
- Насколько быстро заголовок даёт представление об основном предложении сайта?
- Каким образом пользователь ищет на сайте необходимую информацию?
- Удаётся ли убедить посетителя, если на сайте отсутствуют или присутствуют знаки и сигналы доверия?
- Какие вопросы появляются у посетителя, когда он решает свою проблему?
- Привлекает ли его дизайн сайта?
Эти данные и мнение посетителей позволяют узнать, насколько эффективно работает существующая версия сайта и какими слабыми и сильными сторонами она обладает.
При тестировании юзабилити сайта особое внимание обратите на слова, которые использовали испытуемые, когда описывали свой опыт. Эти слова являются ключевыми. Именно их необходимо испытать во время А/В-тестирования на страницах веб-ресурса.