Чтобы оперативно управлять маркетингом компании, требуется постоянно отслеживать эффективность различных маркетинговых комплексов как самой компании, так и её конкурентов. При проведении подобных мониторингов специалисты зачастую сталкиваются с тем, что маркетинговые информационные системы обладают массой ограничений, а сбытовые службы не могут оперативно предоставить информацию, пригодную для принятия управленческих решений.
Связано это не только с тем, что необходимые данные трудно получить, но и с отсутствием средств анализа, которые могли бы переработать большие объёмы маркетинговых данных, появляющиеся в процессе обработки и анализа прайс-листов конкурентов.
Когда необходим анализ прайс-листов конкурентов?
Этот вид анализа необходим тем интернет-магазинам, которые предлагают широкий ассортимент пользующихся спросом товаров. С одной стороны это обуславливается тем, что широта ассортимента и уровень цен чаще всего становятся ключевыми моментами в борьбе за клиента, а с другой - именно широкий ассортимент не позволяет контролировать изменения, которые происходят у конкурентов в ассортиментно-ценовой политике.
К тому же основной сложностью при анализе прайс-листов могут стать и разные названия одного и того же товара или товарной группы у разных конкурентов.
Таким образом, служба маркетинга компании должна при проведении ассортиментно-ценового анализа осуществить
- быстрый поиск нужной информации;
- всесторонний и глубокий ассортиментно-ценовой анализ, предполагающий расчёт количества товарных позиций у разных конкурентов, отображение реальных цен, расчёт динамики цен, обнаружение новых позиций, построение прогнозов и так далее;
- экономию времени на корректировку данных;
- упрощение всей процедуры последующего пополнения данных, сведения их в отчёты и периодическое обновление.
Чтобы решить все эти задачи, на современном этапе уже недостаточно пользоваться стандартными офисными программами Excel и Access. Для проведения полноценного ассортиментно-ценового анализа на основе прайс-листов необходимо использовать целые программные комплексы.
Задача анализа прайс-листов и этапы её решения
Основной задачей анализа прайс-листов является изучение и использование результатов в планировании ассортиментного и ценового предложения компании.
Эту задачу можно решить следующим образом.
Первый этап. Создание прайс-листов в формате электронных таблиц
На сегодняшний день практически у каждой компании, владеющей собственным интернет-магазином, есть прайс-лист в электронном формате. Поэтому трудностей со сбором подобной документации основных конкурентов не возникнет. Однако чтобы использовать собранные прайс-листы, необходимо привести их к единому электронному формату.
Второй этап. Подготовка документов к передаче в аналитическое хранилище
Под предварительной подготовкой прайс-листов к передаче данных понимается приведение всех электронных документов к единой структуре. Менеджеры должны заполнить все пропущенные поля товарных групп и подгрупп, а также наименование производителя в прайс-листах. Также на этом этапе каждая товарная позиция конкурента получает собственный уникальный код.
Последующие этапы производятся непосредственно с использованием одного из программных комплексов, позволяющих проводить анализ и создавать базы данных.
На третьем этапе происходит первичная передача данных.
На четвёртом этапе данные стыкуются по товарным позициям конкурентов.
На пятом этапе проводится сравнительный анализ цен.
Заключительный шестой этап предполагает работу по дальнейшему своевременному пополнению созданного хранилища информации новыми данными. С этой целью в хранилище добавляются обновлённые прайс-листы, в которых сначала выявляются новые товарные позиции. Затем они редактируются и добавляются в соответствующие справочники, предусмотренные программными комплексами для анализа и обработки информации.
Программы позволяют просто добавлять обновлённые прайс-листы, не перезаписывая снова все данные.
Такая технология позволяет ускорить анализ прайс-листов конкурентов и оперативно реагировать на их действия по изменению ценовой тактики и расширению ассортимента. Более ценные результаты можно получить, если провести комплексный анализ, сочетающий данные о ценах и объёмах продаж компании. Это позволит определить, какова степень влияния цен на объёмы продаж и выработать более эффективную политику ценообразования компании.