Давно доказано, что в маркетинге самые простые модели и инструменты работают гораздо эффективнее, чем слишком изощрённые и сложные приёмы. Именно простота способна приводить больше посетителей на страницы сайта и работать на повышение лояльности клиентов, так как людям свойственно, столкнувшись с чем-то сложным и непонятным с первого раза, откладывать долгие разбирательства на потом.
Специалисты отмечают, что в России маркетинговые технологии, которые давно и успешно применяются в США, используют редко, а если и начинают применять, то делают это бессистемно.
За рубежом простые и логичные технологии применяются на этапах мотивации, планирования, измерения эффективности и интеграции.
Этап мотивации
Одним из лучших способов мотивации являются, конечно же, деньги. Однако для начинающих бизнесменов, которые ограничены в материальных ресурсах, лучше работают личный пример, перспективы и идея. Для собственных сотрудников руководитель должен стать не просто начальником, а гуру, обладающим всеми необходимыми компетенциями для продвижения идеи. При этом нужно уметь эффективно использовать юзабилити, email-маркетинг и контекстную рекламу.
Этап планирования
В России не принято планировать деятельность более, чем на один год. Это связано с тем, что на рынке ситуация изменяется стремительно, поэтому все привыкли не строить планы, а действовать по обстоятельствам. Но такая установка очень опасна. Для того чтобы задержаться в бизнесе, нужно планировать даже в нестабильной экономической ситуации на несколько лет вперёд.
Только долгосрочное планирование позволяет сфокусироваться и сконцентрировать усилия на цели, которую необходимо добиваться изо дня в день.
Этап измерения эффективности
Эффективность достижения цели измеряется по-разному. Так, для стартапов принято использовать KPI, с помощью которого отслеживается достижение или не достижение намеченной на определённый промежуток времени цели. Однако этот показатель не всегда может учитывать сам процесс достижения цели, то есть отвечать на вопрос, как именно была достигнута цель. Например, можно запланировать совершение некоторого количества продаж, но не учитывается, сколько ресурсов было потрачено на эту цель. Ведь можно запланировать сто продаж и добиться этого за сто долларов, а можно на те же сто продаж потратить тысячу долларов. В любом из этих случаев цель будет достигнута, но во втором случае бизнес-эффект от её достижения окажется более чем сомнительным.
Понять, выбрасываются ли деньги на ветер или потрачены рационально, позволяет ROI, с помощью которого характеризуется доходность вложений или соотношение потраченных средств и заработанных.
Этап интеграции
Чаще всего стартапы продвигают в интернете, поскольку оффлайновая реклама достаточно дорогая. Но специалисты рекомендуют интегрировать эти каналы и отслеживать подобную интеграцию. Это позволит охватить большую аудиторию, приводя на продвигаемый сайт потенциальных покупателей из оффлайна. Хорошим примером может стать наружная реклама, которая может содержать призыв посетить сайт компании, чтобы получить скидку. При этом на сайте должна быть создана соответствующая страница, содержащая более подробные условия акции и форму оформления заказа.
Почему российские маркетологи выбирают сложные модели
Все перечисленные методы очень редко используются в России. Прежде всего это происходит из-за того, что специалистов смущает простота. Подобное можно наблюдать при общении, когда человек говорит правду, а ему мало кто верит.
С другой стороны, в России интернет-индустрия находится в самом начале развития. Этому этапу свойственно постигать всё опытным путём и действовать способом проб и ошибок. Тем временем на Западе давно перестали изобретать велосипед и пришли к выводу, что лучше работают простые методы, которые проверены временем и доказали свою эффективность в практической деятельности.
Также мешает маркетологам академическое образование, в силу которого теория занимает доминирующую позицию над практикой. Теоретические знания, которые получают специалисты за пять лет учёбы в вузе, с трудом трансформируются в жизненный опыт, когда бывший студент начинает проверять их на практике, занимаясь продвижением сайтов или продуктов.